Сегодня мы раскажем вам о самом знаменитом, в мире парфюмерии, музеи духов — музее «Фрагонар»:
   
 

Musee Fragonard, Paris (Le Musee du Parfum)

для поиска  нажмите Ctrl + F   

Тем, кто часто бывает в Париже, наверняка известна улица Франк-Буржуа (Francs-Bourgeois) – улица красоты. Здесь располагаются такие компании, как Mac, l'Occitane, Nickel, Marionnaud, Origins, Kiehl's. Недавно на этой улице открылся 10-й по счету во Франции и 4-й в Париже музей-салон Fragonard. Дизайн салона соединяет в себе традиционные черты Fragonard: гармонию классики и модерна. Основная цветовая гамма: оттенки солнечного – присутствует в каждом аксессуаре салона: от люстры до дверной ручки. А неизменный атрибут Fragonard: позолоченный декор в провансальском стиле - подчеркивает предназначение салона как центра роскоши и красоты. Еще в холле вас встречают причудливые сочетания запахов: бергамот, лаванда, роза, фиалка, амбра и множество других, описанных в знаменитом романе Патрика Зюскинда «Парфюмер».

Самый знаменитый в мире музей духов — Музей  парфюмерии «Фрагонар» (Musee Fragonard) — расположен вблизи Гранд Опера на улочке Скриб (9 rue Scribe, Paris). Музей известен как уникальная парижская достопримечательность, уверенно занимающая ведущее место среди таких шедевров, как Лувр и Версаль. Это не просто знаменитый в мире музей ароматов, но и огромный центр красоты. Это храм запахов – «чувств изнеженных отрада» – основан фирмой Parfumerie Fragonard. Именно в  музее   Fragonard  вы узнаете историю создания духов, назначении всяческих флакончиков и перегонных аппаратов, о «носах» — удивительных людях, способных различать несколько сотен запахов. Сегодня в мире всего 400 «носов» — примерно половина из этих уникальных людей работает во Франции.

  

Музей поделен на три секции: «Парфюмерия», где собраны ароматы со всего мира, «Искусство жить», где представлены украшения для дома и предметы дизайна, и «Fragonard Confidentiel», в котором можно приобрести украшения из полудрагоценных камней, а также куртки и туники из хлопка и шелка. Тут есть, пожалуй, «всё, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изобретает для забав, для роскоши, для неги модной»: золотые и серебряные безделушки с секретными отделениями для духов, замечательный дорожный несессер – подарок герцога Берри на память покидаемой им первой жене, особые флакончики, например – длинные, которые дамы клали в корсет вместо китового уса…

Музей-салон Fragonard был назван в честь французского живописца и графика Жана Оноре Фрагонара (1732-1806).

Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5.04.1732, Грае, Прованс, — 22.08.1806, Париж), французский живописец и график. Учился у Ж. Б. С. Шардена и Ф. Буше в Париже. В 1756—61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Привязан­ность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи ("Корез и Каллироя", 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Продолжая традиции "галантного" жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью ("Качели", 1766, собрание Уоллес, Лондон, "Праздник в Сен-Клу", 1775, Французский банк, Париж; "Купающиеся наяды", Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей ("Поцелуй украдкой", Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев ("Бедное семейство", Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; "Дети фермера", Эрмитаж, Ленинград). Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже = сепией) и офортов. Во время Великой французской революции Ф. = хранитель Национального музея и член жюри художественных выставок.

"Большая Российская энциклопедия"   

  

Потомки увековечили имя Ж. О. Фрагонара назвав в его честь самый красивый бульвар городка Грасс. Так уже случилось, что в одном из домов на этом бульваре в 1926 году открылась фабрика по производству эфирных масел из лепестков роз.  Спустя десятилетия, руководители парфюмерной фабрики «Фрагонар» решили приобрести помещение в центре Парижа и открыть там свой магазин. Кому первому пришла блестящая мысль открыть музей-салон и привлекать посетителей бесплатными экскурсиями с гидом, сказать трудно. Великолепное помещение в доме эпохи Наполеона III было дополнено хрустальными люстрами, старинной мебелью и картинами художника Фрагонара. Привезенные с фабрики отработанные медные котлы и стеклянные колбы, вперемежку со старинной мебелью, как раз и создают впечатление музея духов. И вы погружаетесь в историю зарождения парфюмерии и узнаете об удивительных особенностях производства духов, о тонкостях соблазняющих ароматов, окунаетесь в волшебный мир запахов и чарующих грез. Любопытно происхождение слова «парфюмерия» от французского «parfum», что буквально означает «через дым», но корни его еще глубже — «дым» по-латыни «fumus». Считается, что впервые искусство создания «нужных» запахов возникло в III в. н.э. Уже тогда люди заметили, что разные запахи по-разному влияют на их чувства, настроение, состояние души, и даже способны врачевать тело: одни ароматы успокаивают, другие тонизируют, третьи эротически возбуждают. Сначала это были твердые благовония (растения, смолы, кусочки дерева), которые при сжигании выделяли еще более сильные приятные ароматы. Значительно позже научились получать запахи путем перегона аромасодержащих жидкостей, что стало началом развития парфюмерии. Законодатели мод — французы — и в этом искусстве весьма преуспели.

  

Как вы понимаете, с маркетингом у фирмы  Fragonard  дела обстоят отменно: туристам устраивают презентации и дегустации. В симпатичном золоченом пузырьке — духи со знакомым запахом, но совсем незнакомым названием. «По секрету» вам сообщают, что это Кензо, Диор или Ги ля Рош. А еще добавят, что известные фирмы просто добавляют несколько своих компонентов в квинтэссенцию  Fragonard  и облачают полученное в свою фирменную упаковку. Трудно устоять перед чудесным запахом, поэтому рука туриста сама собой тянется к кошельку... Тем более, когда экскурсовод, он же продавец-консультант, делает акцент на том, что продукция, представленная в  музее , продается по фабричным ценам, а на фабрике — всегда дешевле, чем в магазине. Затем продавщица любезно открывает один секрет за другим: у духов «Мелодия» есть страстные поклонницы. Это Катрин Денев и Клаудия Шиффер. Мужчинам предлагается понюхать, как пахнет Клаудия Шиффер. Правда, и Катрин, и Клаудия покупают эти духи под маркой Ив Сен Лоран в дорогих магазинах. И называются они там совсем не так. Безусловно, откровеничает консультант, фрагонаровский «Медовый месяц» легко продать, назвав его «Трезор» от марки Ланком. «Южная звезда», оказывается, в магазинах Парижа продается под названием «Этернити» марки Кельвин Клейн. «Мечта из Граса» имеет второе название «Зеленый пуазон» у Кристиана Диора. Фрагонаровский «Украденный момент» парфюмеры Нины Риччи назвали «Воздух времени». А вот Ив Сен Лоран свой «Опиум» взял у фрагонаровского «Шепота». «Фантастический Гойя» — это «Вода Кензо» от Кензо. Герлен свой «Шалимар» взял от «Индийской мечты». Принцесса Диана очень любила духи «Ариэль». Второе название фрагонаровского «Ариэля» — «Амариж» от Живанши. Естественно, у туриста появляется желание купить подешевле на самой фабрике, а не в дорогих магазинах. А экскурсовод подогревает обстановку, сообщая: если купить сразу пять флакончиков, будет скидка...

Итак, вы уже обладаете множеством эксклюзивных ароматов, слегка обалдевшие, нанюхавшиеся и пропитавшиеся огромным количеством всевозможных французских и не только духов, вы привозите их из Франции... О Париж! Открыв флакончик, вы еще долго будете ощущать запахи лаванды, свежескошенной травы, весны... "Духи — соблазн, незаметно пробирающийся в мир наших чувств, искушающий и вызывающий желания, пробуждающий фантазию и  оживляющий мечту. Прекрасный дар Богини Любви по-настоящему можно понять только в стране любви — Франции. Лучше всего в это окунуться  с головой в Музее духов Fragonard в Париже, где витают только те ароматы, которые волнуют." - Александра Остроухова (журнал «Пассаж», Одесса).

Тем, кто еще не посещал этот дворец ароматов, напоминаем, вход в музей бесплатный. Там вам продадут духи в фирменной фабричной упаковке, и заплатите вы только за саму подлинную волшебную жидкость: 14—20 долларов за 15ml, не считая стоимости... самой поездки.)

Fragonard. Le Musee du Parfum
9, rue Scribe, Paris.
Тел. 33 (0)147 42 04 56.

P.S. Вопреки распространенному мнению, парфюмерная столица мира - вовсе не Париж, а город Грас (Grasse). Всего в 30 километрах от Ниццы расположено место паломничества любителей духов со всего мира. В этом небольшом южно-французском городке есть несколько музеев, в которых можно познакомиться с историей парфюмерии, подробно изучить процесс производства (от сбора цветков до разливания во флаконы) и даже понюхать популярные ароматы прошлого. Самое интересное в них - уникальные инструменты и аппараты парфюмеров прошлого. Разумеется, есть при них и магазины, где можно купить и роскошные духи в хрустальных флаконах, и безымянную продукцию «в розлив».

Musee international de la parfumerie
8, place du Cours, Grasse.
Тел. 33 (0) 4 93 36 80 20.

статья подготовлена Натальей Лукьяновой
по материалом печатных изданий